Словарь терминов: Трансмиссионные масла

Общие характеристики

Применение в КПП

Тип КПП, на которую рассчитано масло.
Механическая коробка передач. МКПП неприхотливы относительно применяемого масла, поэтому трансмиссионное масло имеет много схожестей с обычным моторным маслом.
Автоматическая коробка передач. В АКПП заливаются трансмиссионные масла с малой вязкостью, относятся к категории ATF.
Вариатор – это приспособление, которое способно бесступенчато менять передаточное число, используется в мототехнике, реже – в автомобилях-гибридах. Для вариатора требуется трансмиссионное масло с особым составом, так как он не является разновидностью АКПП.
Гипоидная. При наличии гипоидной передачи необходимо применение гипоидных трансмиссионных масел, содержащих особые присадки, которые вступают в химическую реакцию с материалом, после чего образуются соединение, выполняющее функцию противозадирного покрытия. Недопустимо использование других типов масел в гипоидной передаче.

Тип двигателя

Тип двигателя, для которого предназначено масло.
Трансмиссионные масла классифицируются по API буквенными сочетаниями, где первая буква обозначает тип двигателя (C – дизельный, S - бензиновый), а вторая – конкретизирует условия применения (старый или современный, с турбиной или без).

Состав масла

По составу масла делятся на минеральные, синтетические и полусинтетические.
Минеральное. Масло, изготовленное из продуктов перегонки нефти. Достоинства: дешевизна, подходит для простых моделей автомобилей. Недостатки: плохо переносит перепады температур, плохо подходит для высококлассных трансмиссий, требует частой замены.
Синтетическое. Масло, изготовленное из компонентов, полученных путем синтеза. Достоинства: не загрязняет систему автомобиля, не требует промывки трансмиссии после слива. Недостатки: дороговизна.
Полусинтетическое. Масло состоит из минеральных и искусственных компонентов. Представляет компромиссный вариант между натуральным и синтетическим маслом по характеристикам и цене.

Вязкость

Показатель вязкости трансмиссионного масла по стандарту SAE.
Данный параметр крайне важен при выборе масла под конкретную модель автомобиля. Ориентироваться следует на требования по вязкости, которые указываются в техпаспорте автомобиля.
Вязкость обозначается зачастую двумя числами (например, 75W-80). Первое число описывает низкотемпературную вязкость – температуру, при которой масло густеет настолько, что может повредить трансмиссию; параметр имеет значение при эксплуатации автомобиля зимой. Второе число указывает высокотемпературную вязкость в рабочем состоянии – основной показатель, который определяет совместимость масла с двигателем. Если указано только одно число, то оно обозначает одновременно «зимнюю» и «летнюю» вязкость масла. Конкретное значение температуры для каждого числа указывается в специальных таблицах.

Объем

от 0.1 до 1000 л

Фактическое количество масла в упаковке. Выпускается в канистрах и бочках.
Объем масла имеет значение в зависимости от цели применения – долив или полноценная замена. Для легковых автомобилей обычно требуется 3-4 литра, для грузовых машин – до нескольких десятков литров в зависимости от модели.