Словарь терминов: Радар-детекторы

Приемник

Диапазон K

Существуют радар-детекторы, которые принимают излучения радара в K-диапазоне (несущая частота 24 150 МГц). Диапазон является сравнительно новым и в нем сегодня работают почти все российские полицейские радары.

Частота диапазона K

Показатель определяет значение границ данного диапазона частот, в пределах которого радар-детектор способен распознавать излучение дорожных радаров.

Диапазон Ka

Несущая частота диапазона Ka – 34 700 МГц. Благодаря высокой частоте дальность обнаружения увеличивается до полутора километров, а время определения расстояния сокращается. В диапазоне Ka работают многие радары, используемые в Америке и других странах. В РФ этот диапазон в дорожных радарах не применяют, но задействуют в военной технике и радиоизмерительном оборудовании. В связи с этим для этого радар-детектора характерны ложные срабатывания.

Частота диапазона Ka

Показатель определяет значение границ данного диапазона частот, в пределах которого радар-детектор способен распознавать излучение дорожных радаров.

Диапазон Ku

Несущая частота Ku-диапазона — 13 450 МГц. В нашей стране радаров, работающих на этой частоте, нет, но в Европе многие устройства работают именно в таком диапазоне. Водителям, которые планируют путешествовать на автомобиле по европейским странам или Прибалтике, может пригодиться поддержка диапазона Ku радар-детектором.

Частота диапазона Ku

Показатель определяет значение границ данного диапазона частот, в пределах которого радар-детектор способен распознавать излучение дорожных радаров.

Диапазон X

Диапазон X имеет несущую частоту, равную 10 525 МГц. Изначально его использовали в локационном оборудовании, поэтому на данной частоте работали многие отечественные и импортные полицейские радары. В наши дни приборы, работающие в этом диапазоне, считаются морально устаревшими. Их вытесняют современные, более быстродействующие устройства, работающие на других частотах.

Частота диапазона X

Показатель определяет значение границ данного диапазона частот, в пределах которого радар-детектор способен распознавать излучение дорожных радаров.

Поддержка Ultra-K

Современные полицейские радары определяют скорость в импульсном режиме. Радар производит серию коротких импульсов в течение 0,3-0,4 секунд. Старые модели устройств не распознают импульсное излучение полицейского оборудования, воспринимая его как помехи.

Современные радар-детекторы идентифицируют импульсное излучение, которое исходит от радара. Производители для этого разрабатывают свои собственные алгоритмы. Ultra-K – это общее название режиме распознавания импульсных сигналов, исходящих от радара в K-диапазоне. К таким устройствам относят «Искру-1» и «Беркут».

Поддержка Ultra-Ka

Характеристика отвечает за возможность детектирования радаров, работающих в редиме Ultra-Ka.

Современные модели дорожных радаров для определения скорости работают в импульсном режиме. Устройства в течение 0,3-0,4 секунд отправляют ряд сверхкоротких импульсов, которые воспринимаются старыми радар-детекторами в виде помех.

Современные приборы-детекторы выявляют импульсное излучение дорожных радаров. Различные компании для этого разрабатывают свои уникальные алгоритмы.

Поддержка Ultra-Ku

Радар позволяет обеспечивать детектирование в режиме Ultra-Ku. Дорожные радары современного образца для определения скорости движущегося автомобиля применяют импульсный режим. Для этого устройство посылает сверхкороткие импульсы в течение 0,4 сек. Предыдущие модели радар-детекторов воспринимают импульсное излучение как помеху. Нынешние модели обладают способностью распознавания, что и используют производители радар-детекторов, применяя свои собственные алгоритмы. Ultra-Ku означает особый режим распознавания исходящего от радара импульсного излучения в диапазоне Ku (13450 Гц). Поддержка данного режима означает, что радар-детектор предназначен для пользования только на территории Европы и Прибалтики.

Поддержка Ultra-X

Некоторые модели радар-детекторов способны обнаруживать полицейские радары, работающие в режиме Ultra-X. Старые устройства не могут распознавать импульсное излучение современных радаров, так как воспринимают его в качестве помех.

Новые радар-детекторы за счет специальных алгоритмов, разрабатываемых самими производителями устройств, обнаруживают импульсное излучение дорожных радаров.

Ultra-X является общим названием режима идентификации импульсного излучения, которое исходит от радара в X-диапазоне. Устройства, которые работают на частоте диапазона X с непрерывными и импульсными режимами можно считать устаревшими, поэтому их постепенно вытесняют современные модели, работающие на других частотах.

Детектор лазерного излучения

Некоторые современные полицейские радары определяют скорость движения автомобилей при помощи лазерного излучения. Наличие специального детектора дает устройству возможность обнаруживать такие радары. Многие современные радар-детекторы фиксируют лазерное излучение приборов, используемых полицейскими.

Угол обзора лазерного детектора

от 180 до 360

От этого показателя зависит величина угла, в пределах которого устройство распознает лазерное излучение радаров, при помощи которого они определяют скорость движения транспорта.

Угол обзора радар-детектора составляет обычно 180 или 360 градусов. В первом случае прибор обнаруживает радары, находящиеся на пути следования, а во втором детектор распознает дорожные радары, находящиеся также позади машины.

Длина волны лазера мин.

от 700 до 905 нм

От этой характеристики зависит значение нижней границы диапазона, охватываемого приемником лазерного излучения, установленного в радар-детекторе.

Длина волны лазера макс.

от 900 до 1100 нм

Показатель определяет верхнюю границу диапазона, в котором работает приемник лазерного излучения, встроенный в радар-детектор.

Регулировка чувствительности

Для адаптации к различным рабочим условиям многие радар-детекторы предусматривают возможность управления чувствительностью приемника. Повышенный уровень чувствительности следует выставлять вдали от больших городов и промышленных предприятий.

Количество уровней чувствительности

от 2 до 5

Многие радар-детекторы предусматривают возможность управления уровнем чувствительности приемника для адаптации к разным рабочим условиям. В городе или возле промышленных объектов с высоким уровнем радиопомех уровень чувствительности рекомендуется снижать. Вдали от города, напротив, лучше увеличивать чувствительность. Эффективность и дальность действия радар-детектора при этом возрастают.

Поддержка POP

POP представляет собой американский сертифицированный стандарт сверхбыстрого импульсного режима функционирования дорожного радара. Скорость измеряется при помощи одного импульса, длительность которого не превышает 0,067 секунд. Старые модели детекторов не обнаруживают полицейские радары, работающие в режиме POP. В нашей стране и странах СНГ поддержка этого режима радар-детектором требуется для распознавания сигнала, который исходит от таких импульсных радаров, как «Беркут» и «Искра».

Поддержка F-POP

F-POP представляет собой сертифицированный американский стандарт сверхбыстрого импульсного режима функционирования дорожного радара. Чаще всего применяются диапазоны X, K и Ka. Устаревшие модели детекторов никак не реагируют на радары, которые работают в режиме F-POP.

Поддержка Instant-On

Радары с функцией Instant-On не излучают радиосигнал, находясь в дежурном режиме. При этом устройство остается невидимым для радар-детекторов. Сигнал начинает излучаться лишь при измерении скорости движения автомобиля, причем на замеры уходит не более секунды. Режим Instant-On имеется почти во всех ручных полицейских радарах. Старые модели детекторов не реагируют на устройства, которые работают в этом режиме.

Сигнатурный анализ

У каждого полицейского радара, имеется своя уникальная частота – сигнатура. Поколение радаров-детекторов оснащенных сигнатурным анализатором используют технологию цифровой обработки амплитуды, частоты и длины волны сигнала, обеспечивая подробный анализ, и сравнивая данные с внесенными в систему сигнатурами радаров. Наличие данной технологии позволит повысить точность определения сигнала и снизить вероятность ложных срабатываний.

VCO

Voltage Controlled Oscillator или VCO повышает избирательность приемника и подавляет помехи, уменьшая тем самым вероятность ложного срабатывания радар-детектора.

DSP

Digital Signal Processor (цифровой сигнальный процессор) представляет собой вычислительное устройство, которое предназначено для цифровой обработки сигналов. Программируемый модуль дает возможность задействовать различные специализированные алгоритмы для обработки сигнала, фильтрации помех в радиоэфире и обнаружения полезного сигнала радара.

Компании, выпускающие радар-детекторы с цифровым процессором, периодически обновляют «прошивки» для совершенствования алгоритмов и повышении уровня распознавания сигнала радара.

Приемник сигнала (радиоканал)

Все приемники сигнала делятся на два вида: устройства прямого усиления и приборы, работающие на основе супергетеродина. Первые имеют простую схему и стоят дешевле. Такие приемники имеют невысокую чувствительность, но за счет этого меньше подвержены воздействию помех. При работе устройства прямого усиления не возникает дополнительного излучении генератора, что важно в странах, где закон запрещает пользование радар-детекторами. Такие приемники не обнаруживаются системами Spectre и VG-2.

В приемнике, в основе которого лежит супергетеродин, принимаемый сигнал преобразовывается в сигнал промежуточной частоты, который впоследствии усиливается. Такая схема имеет повышенную чувствительность и отличается избирательностью. При работе супергетеродина радиоволны излучаются на определенной частоте, а это излучение улавливают специальные приемники, используемые полицейскими в странах, в которых радар-детекторы под запретом. Для защиты от пеленгаторов некоторые устройства оснащаются дополнительными опциями.

Многие современные модели радар-детекторов используют встроенный приемник радиосигнала на основе супергетеродина, а в приемники прямого усиления в основном устанавливаются в бюджетные устройства.

Обработка сигнала (радиоканал)

После приема и усиления сигнал антенны отправляется на обработку. Специальная система отклоняет сигнал помехи и распознает излучение дорожного радара. Системы обработки сигналов условно делятся на три типа: цифровые, аналоговые, гибридные.

В аналоговых устройствах сигнал обрабатывается за счет специальных электронных фильтров. Сигнал при этом не оцифровывается и остается аналоговым.

Цифровая обработка сразу переводит аналоговый сигнал в цифровой вид, и именно в нем происходит вся последующая обработка.

В гибридных системах сигнал обрабатывается аналоговыми фильтрами, а затем оцифровывается, и последующая обработка осуществляется в цифровом виде.

В современных моделях радар-детекторов используются в основном гибридные и цифровые системы для обработки радиосигнала.

Настройки

Режим «Город»

Принцип действия детекторов заключается в приеме высокочастотных электромагнитных излучений радара. Кроме полезного сигнала, приемник рада-детектора улавливает всевозможные помехи в виде электромагнитных излучений, возникающих от других источников. Уровни помех на открытых трассах и в пределах города сильно отличаются. В городе гораздо больше источников ВЧ радиоизлучения, поэтому уровень помех выше. Для снижения вероятности ложного срабатывания в детекторах предусматривают режим «Город». Чувствительность приемника при этом снижается, а также включаются дополнительные фильтры. Радар-детектор оптимизирует работу с учетом высокого уровня посторонних радиоизлучений.

Количество уровней «Город»

от 1 до 5

Принцип действия радар-детекторов основывается на приеме высокочастотного электромагнитного излучения радара. Кроме полезного сигнала, приемник улавливает разные помехи в виде электромагнитных излучений, возникающих от других источников. На открытой трассе и в городе уровни помех обычно отличаются. В городе много источников высокочастотного излучения, поэтому уровень помех более высок. Для снижения риска ложных срабатываний радар-детекторы имеют «городской» режим работы. В этом режиме чувствительность приемника снижается, а работа детектора оптимизируется с учетом побочного радиоизлучения.

Для точной настройки некоторые радар-детекторы имеют несколько «городских» режимов: «Город 1», «Город 2», «Город 3». Между собой они могут отличаться уровнем чувствительности приемника, встроенными фильтрами и наличием или отсутствием определенных диапазонов.

Режим «Трасса»

Для работы в тех или иных условиях многие радар-детекторы предусматривают такие режимы, как «Город», «Трасса» и «Авто». Режим «Трасса» необходим, когда автомобиль находится далеко от города и всевозможных индустриальных сооружений. В этом режиме чувствительность приемника повышается, и он обнаруживает радар на большем расстоянии. Количество ложных срабатываний при этом не возрастает.

Количество уровней «Трасса»

от 1 до 2

Для того, чтобы пользователи могли использовать радар-детекторы в условиях с разными уровнями электромагнитных помех, устройства могут быть оснащены несколькими режимами: «Город», «Трасса», «Авто».

Режим «Трасса» предполагает, что пользователь удален от города и всевозможных индустриальных помех. Чувствительность приемника в этом случае возрастает, а устройство обнаруживает полицейские радары на большем расстоянии. Количество ложных срабатываний при этом не увеличивается.

Существуют модели детекторов с несколькими режимами для более точной настройки: «Трасса 1», «Трасса 2», «Трасса 3». Друг от друга они отличаются чувствительностью приемника, встроенными фильтрами и наличием/отсутствием определенных диапазонов.

Режим «Авто»

Многие радар-детекторы способны работать в различных режимах, таких как «Город», «Трасса» и «Авто». Каждый из них подходит для условий с определенным уровнем электромагнитных помех.

В автоматическом режиме радар-детектор устанавливает наиболее подходящий режим работы, определяя набор подключенных фильтров и уровень чувствительности.

Отключение отдельных диапазонов

Некоторые модели радар-детекторов предусматривают возможность отключения отслеживания отдельных диапазонов частоты или определенных режимов, в которых работают полицейские радары. Если водитель знает, что в определенной местности дорожные радары не функционируют в тех или иных частотных диапазонах, он может исключить их из проверки. Это минимизирует вероятность ложных срабатываний устройства и уменьшает общее время обнаружения сигнала, который исходит от радаров на дороге. К примеру, в РФ можно смело отключать диапазоны Ka и Ku, так как они в нашей стране не используются.

Количество переключаемых фильтров

от 1 до 8

Для эффективной работы приемника и исключения ложных срабатываний радар-детекторы оснащаются специальными электронными фильтрами, предназначенными для удаления помех из полезного сигнала. В качестве источников помех могут выступать другие радар-детекторы, датчики движения, за счет которых работают автоматические двери и другие электронные устройства, работающие в одном диапазоне с дорожными радарами. Наличие нескольких фильтров дает возможность точнее настраивать радар-детекторы, предотвращая ложные срабатывания.

Функции

GPS

Некоторые модели автомобильных радар-детекторов оснащены GPS-приемниками. Global Positioning System — это глобальная спутниковая система, использующаяся для определения местонахождения. Встроенный приемник при помощи получаемых от спутников сигналов способен определять координаты своего месторасположения. Точность определения зависит от количества спутников, доступных GPS-приемнику, и может варьироваться в пределах 1-10 метров.

Встроенный GPS-приемник дает возможность реализовывать различные интересные функции. Например, радар-детекторы с GPS предупреждают водителей о приближении к стационарным радарам с камерами. В случае ложного срабатывания устройства в определенных местах пользователь имеет возможность сохранять в памяти координаты точек. В будущем при приближении к этим точкам радар-детектор будет блокировать сигнал, не беспокоя водителя.

ГЛОНАСС

Координаты местоположения определяются при помощи системы ГЛОНАСС.
ГЛОбальная Навигационная Спутниковая Система (ГЛОНАСС) – это спутниковая система российского производства. Подобно всемирной системе GPS, ГЛОНАСС определяет координаты точно так же при помощи спутниковых сигналов. Система работает совместно с GPS, что гарантирует более точное определение данных местоположения. Радар-детектор обладает дополнительными функциями благодаря встроенному ГЛОНАСС/GPS-приемнику. Так, устройство сохраняет в памяти координаты всех радаров стационарного типа, которые оборудованы камерами, предупреждая водителя о приближении к ним. Если же радар-детектор сигнализирует о наличии радаров в местах, где таковых нет, то пользователь может ввести точные координаты в память, чтобы в следующий раз устройство не подавало ложный сигнал.

База координат стац. радаров

Некоторые радар-детекторы с встроенным GPS-приемником дают пользователю возможность загружать в память базы с координатами полицейских радаров, установленных стационарно. Также можно отмечать места размещения дорожных радаров вручную.

Подобные устройства предупреждают водителя о приближении к стационарно установленным радарам, даже если детектор не способен самостоятельно их идентифицировать. Оповещение совершается на достаточном удалении от радара, чтобы водитель успевал снижать скорость.

Добавление точек ложных срабатываний

В процессе работы радар-детектора из-за помех иногда происходят ложные срабатывания. В роли источников помех выступают иногда датчики движения, установленные в автоматических дверях, а также другие электронные устройства, использующие тот же диапазон, что полицейские радары.

В некоторых моделях с GPS-приемником можно указывать точки, в которых случается ложное срабатывание. Если такое наблюдается несколько раз в одном и том же месте, в последующие разы при движении мимо этой точки звуковой сигнал не включается и не отвлекает водителя.

Антисон

Функция полезна в тех случаях, когда водитель чувствует усталость и, соответственно, повышается риск засыпания за рулем. При активизации опции радар-детектор с определенной периодичностью будет издавать негромкий звуковой сигнал. Водитель при этом должен нажать на кнопку, оповестив систему о том, что он бодрствует. В противном случае сработает громкая сирена, которая разбудит шофера. Радар-детекторы с функцией «антисон» рекомендуется использовать водителям, отправляющимся в дальние путешествия.

Отображение скорости автомобиля

Эта опция позволяет радар-детектору определять скорость движения транспортного средства и отображать ее на дисплее. Срабатывание устройства предупреждает водителя о приближении к радару. Посмотрев на значение скорости, пользователь может принять решение о сохранении или сбросе скорости.

Существуют модели с возможностью программирования их таким образом, что при движении с разрешенной скоростью радар-детектор не будет издавать звуковых сигналов.

Электронный компас

Встроенный электронный компас использует для определения направления сторон света магнитное поле земли. В большинстве моделей, оснащенных компасом, отображается 8 точек: Юг, Юго-запад, Запад, Северо-запад и т. д. Перед тем, как пользоваться устройством, его необходимо откалибровать.

Защита от обнаружения системами VG-2

В некоторых странах Европы и ряде штатов Америки закон запрещает использование радар-детекторов. Дорожная полиция использует пеленгующие устройства для обнаружения нарушителей. Пеленгаторы улавливают радиоизлучение супергетеродинного приемника, встроенного в радар-детектор.

Одной из систем пеленгации является VG-2. Для защиты от нее радар-детектор улавливает исходящее от прибора излучение и отключает приемник-супергетеродин. При этом устройство становится невидимым для пеленгатора.

Учтите, что на стопроцентную защиту от обнаружения системой пеленгации рассчитывать не следует. В России и странах ближнего зарубежья запрета на применение радар-детекторов пока нет, поэтому функцию защиты лучше отключать. Это исключает вероятность случайного срабатывания системы, в результате которого радар-детектор будет отключаться, переставая принимать сигналы дорожных радаров.

Защита от обнаружения системами Spectre

В определенных американских штатах и некоторых странах Европы использовать радар-детекторы запрещено. Дорожная инспекция применяет специальные пеленгаторы для обнаружения этих устройств. Полицейское оборудование улавливает радиоизлучение, возникающее при работе встроенных в радар-детекторы приемников-супергетеродинов.

Одной из систем пеленгации является Spectre, которая работает по такому же принципу, что и VG-2, но имеет улучшенную систему приема радиосигнала. Для защиты от системы Spectre радар-детектор отключает супергетеродинный приемник при обнаружении излучения пеленгатора, и становится для него невидимым.

Следует отметить, что система защиты от систем Spectre работает не со 100-процентной эффективностью. Использование радар-детекторов в тех странах, где это запрещено, является нарушением закона.

На территории РФ, Беларуси и Украины запрета на использование детекторных устройств нет, поэтому опцию защиты от Spectre рекомендуется отключать. Это необходимо делать для того, чтобы детектор не отключался при случайных срабатываниях защитной системы.

Память настроек

Функция нужна для сохранения настроек определенных параметров радар-детектора в энергонезависимой памяти. Все сохраненные данные об уровне яркости экрана, уровне громкости, выбранном режиме работы и других параметрах остаются в памяти и выставляются автоматически после активизации устройства.

Вывод информации

Отображение информации

Световая индикация устройств условно делится на следующие типы: ЖК-дисплей, символьный дисплей и светодиодный дисплей. Недорогие модели, как правило, оснащаются простыми светодиодными дисплеями или индикаторами. Отдельный светодиод обеспечивает подсветку надписи или графического символа, соответствующего определенному режиму работы. Такой тип индикации упрощает конструкцию радар-детектора и делает прибор дешевле.

Символьный экран состоит из отдельных сегментов или точек, что дает возможность отображать разные надписи из цифр и символов. Дисплей может выдавать более информативные и детальные сообщения.

Что касается ЖК-дисплеев, то они выводят не только отдельные символы, но и графическую информацию.

Регулировка яркости

Регулировка яркости дисплея доступна почти во всех моделях радар-детекторов. Это дает возможность выбирать подходящий режим с учетом времени суток и уровня освещенности салона транспортного средства.

Регулировка громкости

Почти все радар-детекторы предусматривают систему звукового сопровождения. При приближении дорожного радара устройство оповещает водителя об этом звуковым сигналом. Управление громкостью дает пользователю возможность выставлять подходящий уровень звука.

Голосовое оповещение

Почти все радар-детекторы предусматривают звуковое сопровождение. При приближении к радару прибор информирует водителя посредством звукового сигнала. Некоторые модели выдают не только тональный сигнал, но и голосовые оповещения. В этом случае может сообщаться более подробная информация о радаре: тип, частотный диапазон и другие характеристики.

Отключение звука

Режим отключения звука Mute предполагает существенное ослабление или отключение громкости динамика устройства. Опция полезна при телефонных разговорах в режиме громкой связи или в других случаях, когда в салоне машины требуется соблюдать тишину. При выключенном звуке о приближающемся радаре водитель может узнать по мельканию светодиодных индикаторов или информации на дисплее детектора.

Корпус

Многомодульная конструкция

Некоторые радар-детекторы состоят из двух или трех блоков. Эта конструкция обеспечивает возможность раздельного монтажа приемного модуля и дисплея. Приемный модуль может располагаться под капотом в каком-нибудь скрытом месте. Кроме того, вариант подкапотного расположения используют в машинах с атермальным лобовым стеклом или стеклом с подогревом, так как такие стекла ухудшают прием сигнала от полицейских радаров. Дисплей и блок управление можно установить в любом месте в салоне.

Крепление на присоске

Иногда в комплекте с радар-детектором имеется кронштейн для фиксации устройства на лобовом стекле при помощи присоски. Такое решение дает возможность устанавливать прибор в нужном месте, не повреждая отделку салона машины.

Крепление на коврике

Специальный липкий коврик можно разместить на приборной панели для надежной фиксации радар-детектора. Устройство при необходимости можно быстро снять.

Крепление на магните

Магнит можно прикрепить к панели приборов на слой клея или липкую ленту. Радар-детектор при этом будет держаться на магните, а при необходимости пользователь сможет быстро снимать и устанавливать прибор на место.

Крепление на липкой ленте

Крепление на двустороннем скотче дает возможность быстро и легко устанавливать устройство в определенное место, не повреждая панель приборов автомобиля.

Ширина

от 32 до 122 мм

Ширина устройства.

Высота

от 27 до 180 мм

Высота устройства.

Толщина

от 14 до 145 мм

Толщина устройства.

Вес

от 31 до 363 г

Вес устройства.

Дополнительно

Потребляемый ток

от 30 до 500 мА

Почти все радар-детекторы потребляют от 100 до 250 мА тока, поэтому автомобильный генератор не испытывает серьезных нагрузок. В любом случае, чем меньше тока будет потреблять выбранный радар-детектор, тем меньшей будет нагрузка на электропроводку машины.

Энергосбережение

Режим энергосбережения необходим для предотвращения возможной разрядки автомобильного АКБ. В этом режиме устройство отключается спустя определенное время (3-4 часа), если пользователь не нажимает ни на одну из кнопок. С таким режимом водителю можно не думать об отключении детектора, когда он оставляет автомобиль на парковке.

Солнечная батарея

Определенные модели радар-детекторов работают на аккумуляторах, которые в светлое время суток заряжаются от солнечной энергии. Такая конструкция исключает необходимость использования кабеля питания и оставляет свободным гнездо прикуривателя.

Мин. рабочая температура

от -40 до -5 °C

Значение минимальной температуры, при которой радар-детектор сохраняет работоспособность. Устройства должны работать в широком диапазоне температур, так как летом на солнце они сильно нагреваются, находясь под лобовым стеклом, а зимой промерзают, поскольку температура в салоне нередко опускается ниже нуля.

Макс. рабочая температура

от 40 до 85 °C

Показатель определяет максимальную температуру, при которой устройство продолжает нормально функционировать. Автомобильные радар-детекторы должны работать в достаточно широком температурном диапазоне. При расположении под лобовым стеклом, приборы могут сильно нагреваться, а зимой температура воздуха в салоне опускается ниже нуля.

1K.BY использует cookies для удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookies в настройках своего браузера.
Ознакомьтесь с Пользовательским соглашением и условием обработки персональных данных.