Словарь терминов: Автоакустика

Технические характеристики

Тип

От выполняемых функций и конструкции зависит тип акустической системы.
Автомобильная акустика делится на несколько типов: сабвуфер, корпусная АС, компонентная АС, твитер, широкополосная АС, среднечастотная АС, коаксиальная акустическая система (АС). Коаксиальная АС представлена в виде одного динамика, служащего для воспроизведения низких частот, в котором перед диффузором установлены ВЧ - и СЧ - головки. При установке коаксиальной акустики много места не понадобится. В отличие от компонентной акустики, качество звука подобной АС ниже, а процесс монтажа гораздо проще. Как правило, коаксиальная акустика применяется в качестве недорогих фронтальных или тыловых колонок. С целью получения более высокого уровня звука следует использовать компонентную акустику. В данной ситуации каждый из динамиков (СЧ, ВЧ, НЧ) отдельно монтируется. Благодаря этому предоставляется возможность регулирования звучания каждого динамика, однако сложность установки АС в автомобиль повышается. В отличие от коаксиальной акустики, стоимость компонентной, как правило, выше, однако тем, кто является ценителем высококачественного звука, рекомендуется в качестве фронтальных колонок использовать исключительно данный тип АС. Для громкого и точного воспроизведения низкочастотной составляющей звука применяется сабвуфер. Как коаксиальная, так и компонентная акустика обычно неспособна воспроизводить глубокие басовые звуки. В связи с этим с целью получения правильного и мощного звука в салоне машины следует установить сабвуфер. Сабвуферы могут быть установлены в готовый корпус либо продаваться в виде отдельных динамиков. АС для воспроизведения высоких частот называется твитером.
При построении многокомпонентных акустических систем, учитывающих особенности акустики в салоне машины, можно использовать среднечастотную АС вместе с твитером.
Один динамик используется при воспроизведении целого диапазона частот в широкополосной акустической системе. Благодаря этому снижается цена и упрощается конструкция, однако на качестве звука это сказывается отрицательно. В состав корпусной АС, как видно из самого названия, входят динамики, которые размещены в отдельном корпусе. Это способствует упрощению монтажа и настройки. Для построения шестиканальной звуковой системы объемного звука корпусную акустику можно использовать в качестве центрального канала либо фронтальных каналов.

Типоразмер

Размеры динамика акустической системы определяются по определенным стандартам.
Обычно типоразмером акустики определяется качество воспроизведения низких частот. Чем размер диффузора головки больше, тем качественнее она справляется с низкими частотами. Типоразмер акустики в коаксиальной или компонентной АС (подробнее в категории "Тип") определяется размерами низкочастотного динамика, который является одним из самых больших. Как правило, среднестатистические фронтальные динамики типоразмера 16 см дают наилучшее представление об ударных, к тому же они могут хорошо воспроизводить звуки от 80 Гц. Воспроизводя звук от 100 Гц, 13 см с уверенностью способны передать лишь музыкальный ритм. 10 см плохо передают нижний звуковой регистр, однако способны качественно воспроизводить звук лишь от 120 Гц. Если устанавливать сабвуфер не планируется, желательно, чтобы в качестве фронтальных АС использовалась акустика типоразмера 16-17 см. В случае если ваш бюджет не предусматривает отдельный сабвуфер, фронтальные колонки можно и поменьше купить: 13-сантиметровые динамики лучше будут звучать, в отличие от 16-сантиметровых, близких им по стоимости. Выбирая динамики для сабвуфера, следует ориентироваться на акустику от 20 до 40 см. Посадочные места для акустики определенного типоразмера могут быть предусмотрены в машинном салоне. В данной ситуации диапазон выбираемых моделей резко сужается.

Число полос

от 1 до 5

Частотный диапазон акустической системы может быть разбит на определенное количество частотных полос. Полосой называется поддиапазон целого спектра частот, которые воспроизводятся акустической системой.
Для различных звуковых частот применяются отличающиеся по конструкции динамики, способные качественно воспроизводить звук в конкретном диапазоне частот, однако воспроизведение звуков с другой частотой осуществляется с искажениями. Акустические системы могут быть оснащены одной или пятью частотными полосами. В двухполосных системах применяется два динамика: ВЧ-динамик, который воспроизводит верхние высокие и средние частоты – верхнюю часть диапазона, и НЧ-динамик, воспроизводящий часть средних и низкие частоты – нижнюю часть диапазона. В трехполосных системах применяется три динамика: ВЧ, СЧ и НЧ, способствующие воспроизведению соответственно высоких, средних и низких частот. Кроме того, могут встречаться однополосные громкоговорители: широкополосные АС и сабвуферы. Обычно системы с большим количеством частотных полос воспроизводят звук более точно и более качественно.

Мощность

Номинальная

от 8 до 10000 Вт

Номинальная мощность акустической системы может быть от 8 до 10000 Вт. Такое понятие в автоакустике, как "номинальная мощность", достаточно условное. Как правило, под номинальной мощностью подразумевается среднеквадратичная (RMS) мощность, при подведении которой динамики способны функционировать на протяжении длительного времени. Это связано с тем, что большая часть производителей пытается указать как можно большее значение мощности. Номинальная мощность усилителя должна быть меньше номинальной мощности акустики.

Максимальная

от 24 до 20000 Вт

Пиковая или максимальная мощность акустики находится в пределах от 10 до 15000 Вт. Как правило, под пиковой мощностью подразумевается мощность кратковременного сигнала, которую способна выдержать акустика, исключая механические повреждения.
Рекомендуется, чтобы пиковая мощность акустики была в два раза выше максимальной мощности усилителя или головного устройства.

Частоты

Минимальная

от 2 до 8000 Гц

Минимальная частота сигнала, которая может воспроизводиться акустикой, находится в пределах от 2 до 25000 Гц. От 20 до 20000 Гц – это частотный диапазон, который воспринимается ухом человека. От целевого предназначения громкоговорителя зависит частотный диапазон АС. При отсутствии потребности в использовании отдельного сабвуфера рекомендуется, чтобы фронтальные колонки были способны воспроизводить звук от 40-70 Гц. В пределах от 10 до 40 Гц находится нижняя граница громкоговорителя, который предназначен для усиления только низких частот – сабвуфера. Чем ниже наименьшая воспроизводимая частота, тем звук, передаваемый акустической системой, более качественный. Следует заметить, что частотный диапазон акустики, который указывается производителем, далеко не всегда дает правильное представление о качестве звучания, поскольку данный параметр тесно связан с методиками, согласно которым осуществляются измерения. Кроме этого, каждый производитель сам выбирает наиболее подходящую методику. В связи с этим по типоразмеру акустики (подробнее в категории "Типоразмер") можно судить о качестве воспроизведения низких частот.

Максимальная

от 27 до 200000 Гц

Максимальная частота сигнала, которую может воспроизводить акустика, находится в пределах от 50 до 800000 Гц. Частотный диапазон, который воспринимается ухом человека, приблизительно составляет 20-20000 Гц. От назначения громкоговорителя зависит частотный диапазон АС. В отличие от тыловых колонок, для фронтальной акустики данный параметр является гораздо важнее. Чем выше пиковая воспроизводимая частота, тем более качественный звук выдает акустическая система. Следует заметить, что частотный диапазон акустики, который указывается производителем, далеко не во всех случаях дает правильное представление о качестве звучания, поскольку данный параметр сильно зависит от методик, согласно которым производят измерения. Каждый производитель индивидуально выбирает методики.

Чувствительность

от 51 до 114 дБ

Чувствительность акустической системы может составлять от 40 до 250 дБ. Чувствительностью АС называется уровень давления звука на расстоянии одного метра. Такое расстояние акустика может развить при подаче на нее электрического сигнала стандартного уровня. Зачастую стандартным уровнем сигнала считают сигнал с мощностью 1 Вт и частотой 1000 Гц, однако возможны и исключения, детальнее в категории "Параметры измерения чувствительности". Располагая высокочувствительной АС, можно применять не очень мощный усилитель, или наоборот – усилитель большей мощности понадобится для "раскачивания" АС с небольшой чувствительностью. При подключении акустики к магнитоле, понадобится система с хорошей чувствительностью, начиная от 85 дБ. Данный параметр становится не таким важным при подключении к отдельному усилителю, который, как правило, обладает хорошим запасом по мощности.

Импеданс

от 0.25 до 300 Ом

Номинальным значением сопротивления (импеданса) колонки может быть от 1 до 93 Ом. Импедансом называется полное электрическое сопротивление по переменному току. При подаче музыкального сигнала, представляющего собой переменный ток, сопротивление головки будет меняться в соответствии с частотой сигнала. Номинальное значение импеданса автомобильных АС, как правило, составляет 8 или 4 Ом. С качеством звучания той или другой АС импеданс никак не связан напрямую. Данный параметр указывается производителями с той целью, чтобы при подключении акустической системы к усилителю было учтено сопротивление. При звучании будут слышны искажения, если значение сопротивления колонки ниже, чем у усилителя. В противном случае, звук будет намного тише. Некоторые сабвуферные динамики могут предусматривать одновременное использование двух звуковых катушек (подробнее в категории "Двойная обмотка у НЧ-динамика"). В данной ситуации указывается сопротивление одной обмотки.

Внешний кроссовер

В автомобильной акустической системе используется отдельный внешний кроссовер.
Кроссовером называется устройство, которое разделяет спектр входного сигнала на несколько частотных диапазонов. Из основного сигнала им выделяются СЧ-, ВЧ- и НЧ-составляющие, которые затем подаются на определенные динамики, соответствующие им. Кроссоверами оснащаются все многополосные колонки и большая часть сабвуферов. В недорогих и наиболее простых моделях акустики разделительные фильтры расположены прямо в корпусе динамиков. В виде отдельного блока изготавливается кроссовер акустики более высокого класса. Обычно подобный кроссовер способствует лучшему разделению частотных каналов и меньшему количеству искажений. Некоторые внешние кроссоверы предусматривают регулировку уровня ослабления сигнала, крутизны и частоты среза, а также некоторых других параметров, что может оказаться полезным при подборе наиболее подходящего звучания акустики.

ВЧ-динамик

Поворотный

Направление звучания высокочастотного динамика может поддаваться регулировке. Создаваемое ВЧ-динамиками звуковое излучение обладает свойством направленности. Следовательно, высокочастотные динамики должны быть точно направлены на человека, чтобы звуковое излучение достигло ушей слушателя. Большинство ВЧ-динамиков обладает особой конструкцией, позволяющей изменять направление излучения динамика при повороте. Благодаря этому частотный баланс в салоне машины может быть выбран оптимально.

Размеры

Высокочастотный динамик может быть различного диаметра. На воспроизведение средних и низких частот, в первую очередь, влияют размеры диффузора. Чем диаметр динамика больше, тем лучше им воспроизводятся звуки низкой и средней частот.

Материал ВЧ-диффузора

Высокочастотный излучатель акустической системы может быть изготовлен из различных материалов. Диффузор, который еще называют излучателем, или специальная мембрана используются при создании звука в акустической системе. Определенные небольшие колебания, передающиеся по воздуху и воспринимающиеся человеческим ухом как звук, осуществляются излучателем при подключении электрического сигнала от усилителя к колонке. Характер звучания громкоговорителя меняется согласно характеристикам излучателя: его материалу, весу, жесткости. При воспроизведении высоких и средних частот это особенно заметно. Такие материалы, как металлокерамика, шелк, алюминий, титан, полипропилен и многие другие можно использовать в качестве материала для ультравысокочастотного и высокочастотного излучателя. Каждый материал обладает своим конкретным оттенком звучания.

Установочная глубина

от 3 до 142 мм

При установке высокочастотного динамика глубина должна быть от 5 до 72 мм.
Для того чтобы выбранная модель полностью помещалась, перед приобретением автомобильной акустики необходимо хотя бы примерно знать, какая глубина доступна при установке динамиков.

Установочное отверстие

При установке высокочастотного динамика необходимо отверстие определенных размеров.
Перед приобретением автомобильной акустики рекомендуется выбрать место для ее установки, а также оценить, какого размера динамики поместятся туда.

Магнит

Магнит высокочастотного динамика может быть изготовлен из различных материалов. При создании константного магнитного поля в громкоговорителе используется магнит. Звуковая катушка расположена в таком поле. При подаче электрического сигнала на катушку совершаются колебательные движения, соответствующие форме данного сигнала. На диффузоре динамика крепится катушка. В воспринимаемый звук превращаются вследствие колебания диффузора. Чем сильнее создаваемое магнитным материалом магнитное поле, тем выше громкость динамика и его чувствительность. От материала, из которого изготовлен магнит, и от размеров магнита динамика зависит сила магнитного поля. Феррит является наиболее дешевым и распространенным магнитным материалом. Даже при небольших размерах с помощью магнитов из сплавов стронциевых и неодимовых металлов (редкоземельных) можно получить сильный магнитный поток. Благодаря этому появляется возможность создания малогабаритных плоских динамиков с высокой чувствительностью, однако подобные материалы стоят, разумеется, больше, чем обычный феррит.

СЧ-динамик

Размеры

Среднечастотный излучатель может быть различного диаметра. На воспроизведение средних и низких частот влияют размеры диффузора. Чем диаметр динамика больше, тем лучше им воспроизводятся звуки низкой и средней частот.

Тип СЧ-диффузора

От формы среднечастотного излучателя акустической системы зависит его тип.
СЧ-диффузоры изготавливаются в форме конуса или в форме купола. Как правило, при воспроизведении высоких частот используется излучатель в виде купола, с помощью которого звук делается менее направленным. В НЧ-динамиках зачастую применяется диффузор в виде конуса.

Установочная глубина

от 18 до 156 мм

При установке среднечастотного динамика глубина должна быть от 21 до 134 мм.
Для того чтобы выбранная модель полностью помещалась, перед приобретением автомобильной акустики необходимо хотя бы примерно знать, какая глубина доступна при установке динамиков.

Установочное отверстие

от 70 до 286 мм

При установке среднечастотного динамика необходимо отверстие определенных размеров.
Перед приобретением автомобильной акустики рекомендуется выбрать место для ее установки, а также оценить, какого размера динамики поместятся туда.

Материал СЧ-диффузора

Диффузор среднечастотного динамика может быть изготовлен из различных материалов. Диффузор, который еще называют излучателем, или специальная мембрана используются при создании звука в акустической системе. Определенные небольшие колебания, передающиеся по воздуху и воспринимающиеся человеческим ухом как звук, осуществляются излучателем при подключении электрического сигнала от усилителя к колонке. Характер звучания громкоговорителя меняется согласно характеристикам излучателя: его материалу, весу, жесткости. При воспроизведении высоких и средних частот это особенно заметно. Такие материалы, как полипропилен, прессованная бумага, пропитанная специальным составом – целлюлоза, композитные материалы можно использовать для среднечастотного излучателя в качестве материала. Каждый материал обладает своим конкретным оттенком звучания.

Магнит

Магнит среднечастотного динамика может быть изготовлен из различных материалов.При создании константного магнитного поля в громкоговорителе используется постоянный магнит. Звуковая катушка находится в таком поле. При подаче электрического сигнала на катушку осуществляются колебательные движения, соответствующие форме данного сигнала. Крепеж катушки осуществляется на диффузоре динамика. В воспринимаемый звук превращаются вследствие колебания диффузора. Чем сильнее создаваемое магнитным материалом магнитное поле, тем выше громкость динамика и больше его чувствительность. От материала, из которого сделан магнит динамика, а также от размеров магнита зависит сила магнитного поля. Феррит является наиболее дешевым и распространенным магнитным материалом. Даже при небольших размерах с помощью магнитов из сплавов стронциевых и неодимовых металлов (редкоземельных) можно получить сильный магнитный поток. Благодаря этому предоставляется возможность создания малогабаритных плоских динамиков с высокой чувствительностью, однако подобные материалы стоят, разумеется, больше, чем обычный феррит.

НЧ-динамик

Количество

от 1 до 4

В сабвуфере может быть от 1 до 4 низкочастотных динамиков. Некоторые модели сабвуферов оснащены не одним, а несколькими низкочастотными динамиками, благодаря чему звуковая отдача сабвуферов усиливается, а габариты корпуса существенно не увеличиваются.

Размеры

Низкочастотный динамик может быть различных размеров. На воспроизведение средних и низких частот в основном влияют размеры диффузора. Чем диаметр динамика больше, тем лучше им воспроизводятся звуки низкой и средней частоты.

Материал НЧ-диффузора

Диффузор низкочастотного динамика может быть изготовлен из различных материалов. Диффузор, который еще называют излучателем, или специальная мембрана используются при создании звука в акустической системе. Определенные небольшие колебания, передающиеся по воздуху и воспринимающиеся человеческим ухом как звук, осуществляются излучателем при подключении электрического сигнала от усилителя к колонке. Характер звучания громкоговорителя меняется согласно характеристикам излучателя: его материалу, весу, жесткости. При воспроизведении высоких и средних частот это особенно заметно. Такие материалы, как полипропилен, прессованная бумага, пропитанная специальным составом – целлюлоза, композитные материалы можно использовать для низкочастотного излучателя в качестве материала. Каждый материал обладает своим конкретным оттенком звучания.

Материал подвеса

Подвес низкочастотного динамика может быть изготовлен из различных материалов. Предназначение подвеса динамической головки заключается в соединении подвижного диффузора и неподвижной корзины (детальнее в категории "Корзина НЧ-динамика"). Он смотрится в форме выпуклого кольца, охватывающего диффузор с наружной стороны. Для того чтобы диффузору был обеспечен значительный ход, подвес низкочастотных динамиков сабвуфера должен обладать достаточной гибкостью, к тому же при различных климатических условиях он должен уметь сохранять свои свойства. Такие виды эластичных материалов, как прорезиненные ткани, каучук, пенополиуретан, резина и многие другие могут использоваться в качестве материала для подвеса динамика.

Магнит

При создании константного магнитного поля в громкоговорителе используется постоянный магнит. Звуковая катушка находится в таком поле. При подаче электрического сигнала на катушку осуществляются колебательные движения, соответствующие форме данного сигнала. Крепеж катушки осуществляется на диффузоре динамика. В воспринимаемый звук превращаются вследствие колебания диффузора. Чем сильнее создаваемое магнитным материалом магнитное поле, тем выше громкость динамика и больше его чувствительность. От материала, из которого сделан магнит динамика, а также от размеров магнита зависит сила магнитного поля. Феррит является наиболее дешевым и распространенным магнитным материалом. Даже при небольших размерах с помощью магнитов из сплавов стронциевых и неодимовых металлов (редкоземельных) можно получить сильный магнитный поток. Благодаря этому предоставляется возможность создания малогабаритных плоских динамиков с высокой чувствительностью, однако подобные материалы стоят, разумеется, больше, чем обычный феррит.

Вес магнита

от 72 до 96391 г

Магнит низкочастотного динамика может весить от 56 до 27000 г. С целью создания постоянного магнитного поля в громкоговорителе используется постоянный магнит. В таком поле расположена звуковая катушка. Во время подачи на катушку электрического сигнала ей совершаются колебательные движения, соответствующие форме данного сигнала. На диффузоре динамика осуществляется крепеж катушки. В слышимый звук превращаются вследствие колебания диффузора.
Чем магнитное поле, создаваемое магнитным материалом, слабее, тем ниже громкость и ниже чувствительность динамика. От материала, из которого изготовлен магнит динамика (подробнее в категории "Магнит НЧ-динамика") и от размеров магнита зависит сила магнитного поля. Зная вес магнита можно иметь представление о его размере. Чувствительность динамика выше тогда, когда вес магнита динамика больше.

Установочная глубина

от 17 до 396 мм

При установке низкочастотного динамика глубина должна быть от 25 до 1130 мм.
Для того чтобы выбранная модель полностью помещалась, перед приобретением автомобильной акустики необходимо хотя бы примерно знать, какая глубина доступна при установке динамиков.

Установочное отверстие

При установке низкочастотного динамика необходимо отверстие определенных размеров.
Перед приобретением автомобильной акустики рекомендуется выбрать место для ее установки, а также оценить, какого размера динамики поместятся туда.

Корзина

В зависимости от технологии изготовления выделяют различные типы корзин низкочастотного динамика.
Для соединения магнитной системы с диффузором – подвижной частью динамика используется диффузородержатель, или корзина. Диффузородержатель может быть изготовлен посредством метода штамповки или метода литья из легких металлов. В большинстве случаев динамики оснащены штампованной корзиной, а специальные покрытия служат для защиты от нежелательных резонансов. В отличие от штампованных корзин, толстые литые корзины обеспечивают большую жесткость. К тому же они не так подвержены нежелательным вибрациям, что в мощных динамиках сабвуферов очень важно.

Материал корзины

Диффузородержатель, или корзина низкочастотного динамика (подробнее в категории "Корзина НЧ-динамика"), может быть изготовлен из различных материалов. Как правило, диффузородержатели делаются из стали или алюминия. В результате рассеивания магнитного потока индукция динамиков со стальной корзиной уменьшается, а это способствует снижению акустической чувствительности. В связи с этим рекомендуется использовать динамики с диффузородержателем, который изготовлен из алюминия или других цветных металлов.

Резонансная частота (Fs)

от 19 до 130 Гц

Одним из так называемых параметров Тиля-Смолла является резонансная частота
НЧ-динамика. Он используется при расчете размеров корпуса сабвуфера. Частота, с которой диффузор динамика, предоставленный сам себе, будет колебаться, называется резонансной. К тому же имеется в виду, что динамик просто подвешен в воздухе, а не расположен в корпусе. Резонансная частота изменится в связи с его установкой в корпус. НЧ-динамиком почти не воспроизводятся звуки, которые ниже резонансной частоты. В связи с этим, как правило, чем значение данного параметра ниже, тем лучше для сабвуфера. Резонансная частота 20-50 Гц считается нормальной для сабвуфера.

Полная добротность (Qts)

от 0.081 до 1.2

Одним из так называемых параметров Тиля-Смолла является полная добротность
НЧ-динамика. Его используют при расчете размеров корпуса сабвуфера. Посредством отношения упругих сил к вязким силам определяется добротность какой-либо колебательной системы, к которой динамическая головка с подвижным диффузором также относится. Вязкие силы тормозят колебания системы, тогда как упругие стараются поддерживать их. Динамик может одновременно рассматриваться в качестве двух колебательных систем: электрической и механической. Суммарное влияние двух данных систем характеризуется полной добротностью. В пределах от 0.3 до 0.7 находятся значения полной добротности большей части динамиков сабвуфера. Высокая добротность способствует неравномерному воспроизведению различных частот, то есть приводит к звуковому искажению, зато на нижней границе частот существенно повышает отдачу. Значение полной добротности 0.7. можно по праву считать условно оптимальным.

Эквивалентный объем (Vas)

от 1 до 326 л

Эквивалентный объем НЧ-динамика является одним из так называемых параметров Тиля-Смолла, использующихся при расчете размеров корпуса сабвуфера. Чтобы не было путаницы, следует заметить, что эквивалентный объем не является тем объемом, в который должен быть установлен динамик, однако некоторая зависимость все же есть между ними. Эквивалентный объем представляет собой закрытый объем воздуха, обладающий такими же упругими свойствами, что и подвижная система НЧ-головки.

Двойная обмотка

Низкочастотный динамик может обладать двумя обмотками. Конкретные обмотки позволяют подключить к ним два усилителя, благодаря которым увеличивается громкость звука и повышается суммарная мощность.

Ультра ВЧ-динамик

Размеры

Ультравысокочастотный излучатель может быть различного диаметра. На воспроизведение средних и низких частот, по большому счету, влияют размеры диффузора. Чем размер динамика больше, тем лучше им воспроизводятся звуки низкой и средней частоты.

Материал ультра ВЧ-диффузора

Ультравысокочастотный излучатель акустической системы может быть изготовлен из различных материалов. Диффузор или специальная мембрана могут использоваться при создании звука в акустической системе. Определенные небольшие колебания, передающиеся по воздуху и воспринимающиеся человеческим ухом как звук, осуществляются излучателем при подключении электрического сигнала от усилителя к колонке. Характер звучания громкоговорителя меняется согласно характеристикам излучателя: его материалу, весу, жесткости. При воспроизведении высоких и средних частот это особенно заметно. Такие материалы, как металлокерамика, алюминий, шелк, титан, полипропилен и многие другие можно использовать в качестве материала для ультравысокочастотного и высокочастотного излучателя. Каждый материал обладает своим конкретным оттенком звучания.

НЧ/СЧ-динамик

Размеры

Низко-среднечастотный динамик может быть различного диаметра. На воспроизведение средних и низких частот, в первую очередь, влияют размеры диффузора. Чем размер динамика больше, тем лучше воспроизводятся громкоговорителем звуки низкой и средней частоты.

Материал НЧ/СЧ-диффузора

Диффузор, который еще называют излучателем, или специальная мембрана используются при создании звука в акустической системе. Определенные небольшие колебания, передающиеся по воздуху и воспринимающиеся человеческим ухом как звук, осуществляются излучателем при подключении электрического сигнала от усилителя к колонке. Характер звучания громкоговорителя меняется согласно характеристикам излучателя: его материалу, весу, жесткости. При воспроизведении высоких и средних частот это особенно заметно. Такие материалы, как полипропилен, прессованная бумага, пропитанная специальным составом – целлюлоза, композитные материалы можно использовать для низко-среднечастотного излучателя в качестве материала. Каждый материал обладает своим конкретным оттенком звучания.

Широкополосный динамик

Размеры

На воспроизведение средних и низких частот, по большому счету, влияют размеры диффузора. Чем размер динамика больше, тем лучше громкоговорителем воспроизводятся звуки низкой и средней частоты.

Материал широкополосного диффузора

Диффузор широкополосного динамика может быть изготовлен из различных материалов. Диффузор, или излучатель, а также специальную мембрану можно использовать при создании звука в акустической системе. Определенные небольшие колебания, воспринимающиеся человеческим ухом как звук и передающиеся по воздуху, совершаются излучателем при подключении электрического сигнала от усилителя к колонке. Характер звучания громкоговорителя меняется в зависимости от таких характеристик излучателя, как материал, вес, жесткость. При воспроизведении высоких и средних частот это особенно заметно. Такие материалы, как полипропилен, целлюлоза – прессованная бумага, пропитанная специальным составом, а также композитные материалы можно использовать в качестве материала для широкополосного излучателя. Каждый материал обладает своим индивидуальным оттенком звучания.

Установочная глубина

от 35 до 173 мм

При установке широкополосного динамика глубина может быть от 42 до 51 мм.
Для того чтобы выбранная модель полностью помещалась, перед приобретением автомобильной акустики необходимо хотя бы примерно знать, какая глубина доступна при установке динамиков.

Установочное отверстие

При установке широкополосного динамика необходимо отверстие определенных размеров.
Перед приобретением автомобильной акустики рекомендуется выбрать место для ее установки, а также оценить, какого размера динамики поместятся туда.

Сабвуфер

Корпус сабвуфера

Сабвуфер может быть оснащен корпусом. Автомобильные сабвуферы могут поставляться в виде законченного устройства, в состав которого входит корпус и один или несколько динамиков, установленных в нем, а также в виде отдельных динамиков. Как правило, установка сабвуфера в готовом корпусе осуществляется в багажнике. С целью экономии места в багажнике можно изготовить собственный корпус, а также купить отдельные динамики для сабвуфера. Корпус может быть размещен более компактно – под сиденьем, к примеру. К тому же динамики сабвуфера, предназначенные для монтажа в "открытом пространстве" (подробнее в категории "Рекомендуемый корпус - Free-Air") поставляются без корпуса.

Тип

Корпус сабвуфера может иметь различное акустическое оформление. Как правило, применяется один из нескольких вариантов: полосовой (Band-pass), с пассивным радиатором, фазоинверторный, закрытый ящик. Корпус сабвуфера Sealed Box (закрытого типа) – это плотно закрытый ящик с излучателем звука (диффузором) динамика, выведенным на верхнюю панель. Не очень глубокий бас и невысокая чувствительность – основные недостатки подобной акустики. Главными преимуществами являются хорошие переходные характеристики, гарантирующие точное звуковое воспроизведение и низкий уровень искажений, а также простота конструкции. Закрытым корпусом оснащены сабвуферы с фазоинвертором (Ported). На одной из стенок подобного корпуса имеется порт, или выходное отверстие, фазоинвертора. Данный порт объединяет внутренний объем акустической системы с окружающим миром. Фазоинвертор – это трубка определенной длины, которая подобрана таким образом, что звуковая волна, которая излучается тыловой стороной диффузора, переворачиваясь по фазе, выходит через порт. Вследствие этого звуковые волны от фронтальной и тыльной поверхностей диффузора складываются, благодаря чему уровень звукового давления громкоговорителя увеличивается. В отличие от аналогичных колонок закрытого типа, основными преимуществами подобной акустики являются небольшие размеры, воспроизведение наиболее глубоких басов, а также высокая чувствительность. Плохая переходная характеристика, проявляющаяся на практике в небольшом звуковом "размазывании" – главный недостаток. Сабвуферы с "пассивным радиатором" или пассивным излучателем относятся к разновидности сабвуферов фазоинверторного типа. По конструкционной структуре они похожи на колонки с фазоинвертором, однако в дополнительное отверстие вместо него устанавливается пассивный излучатель. Выполняя аналогичную роль, что и фазоинвертор, он представляет собой часть низкочастотного громкоговорителя без магнитной системы и катушки. Подбор пассивного излучателя осуществляется так, чтобы его резонансная частота приравнивалась к нижней рабочей частоте громкоговорителя. Благодаря этому воспроизведение низких частот улучшается. Как правило, подобная конструкция применяется в сабвуферах. В отличие от колонок с обычным фазоинвертором, одним из основных преимуществ пассивного радиатора является отсутствие в трубе резонатора шума воздушного потока. Малораспространенные сабвуферы с пассивным радиатором нуждаются в тонкой настройке.
В полосовой (Band-pass) корпус входят элементы корпуса с фазоинвертором, а также закрытого ящика. Подобный корпус разделяется на две части с помощью перегородки. Одна часть имеет доступ наружу в виде тоннеля фазоинвертора, посредством которого подается концентрированный бас, а вторая – полностью закрытая. Крепеж низкочастотного динамика осуществляется на перегородке. Высокий КПД является главным преимуществом полосового корпуса. Звучание динамика, установленного Band-pass, будет более громким, в отличие от того же динамика, который установлен в корпусе с фазоинвертором или в закрытом ящике. Кроме того, полосовым сабвуфером выдается звук в узкой полосе низких частот.

Встроенный усилитель

В сабвуфер может быть встроен усилитель. Корпусные сабвуферы могут быть без усилителя – пассивными или со встроенным усилителем – активными. При приобретении активного сабвуфера не нужно подбирать НЧ-динамик и усилитель, поскольку производитель заранее об этом заботится. Подобные сабвуферы необычайно просты в монтаже и настройке. Однако если нужно будет убрать сабвуфер и освободить место в багажнике, быстро сделать это не получится, так как к активному сабвуферу подходит огромное количество соединительных проводов.

Рекомендуемый корпус

Закрытый ящик

Производителями рекомендуется корпус сабвуфера в форме закрытого ящика.
Как правило, в спецификациях производителями указывается тип корпуса, который можно было оптимально использовать с такой моделью динамика согласно его конструктивным особенностям. Корпус сабвуфера закрытого типа (Sealed Box) подразумевает плотно закрытый ящик с излучателем звука (диффузором динамика), выведенным на верхнюю панель. Детальнее в категории "Тип корпуса сабвуфера". В отличие от корпуса с фазоинвертором, звучание в подобном корпусе НЧ-динамика гораздо тише, однако звук выдается более "правильный".

Фазоинверторный

Производителями рекомендуется корпус сабвуфера фазоинверторного типа.
Зачастую в спецификациях производителями указывается тип корпуса, который можно оптимально эксплуатировать с такой моделью динамика согласно его конструктивным особенностям. Фазонверторным корпусом называется закрытая конструкция с наличием на одной из стенок выходного отверстия фазоинвертора. Детальнее в категории "Тип корпуса сабвуфера". В отличие от динамика, расположенного в закрытом ящике, звучание НЧ-динамика, установленного в корпус с фазоинвертором, будет гораздо громче.

С пассивным радиатором

Производителями рекомендуется корпус сабвуфера с пассивным радиатором.
Зачастую в спецификациях производителями указывается тип корпуса, который можно оптимально эксплуатировать с такой моделью динамика согласно его конструктивным особенностям. Корпус с пассивным радиатором по конструкционному типу похож на сабвуфер с фазоинвертором, однако во вспомогательное отверстие вместо него устанавливается пассивный излучатель. Детальнее в категории "Тип корпуса сабвуфера".
В дополнительной тонкой настройке нуждаются сабвуферы с пассивным радиатором.

Полосовой (Band-pass)

Производителями рекомендуется корпус сабвуфера полосового типа. Достаточно часто в спецификациях производители указывают тип корпуса, который можно оптимально использовать с такой моделью динамика согласно его конструктивным особенностям. Элементы корпуса с фазоинвертором и закрытого ящика сочетаются в полосовом корпусе. Детальнее в категории "Тип корпуса сабвуфера". В высоком КПД заключается главное преимущество полосового корпуса. В отличие от динамика, размещенного в корпусе с фазоинвертором или в закрытом ящике, звучание динамика, установленного в Band-pass, будет гораздо громче. Полосовой сабвуфер с легкостью помещается в багажном отделении машины типа седан. Порт фазоинвертора может быть выведен через любое отверстие на стыке салона и багажника либо через отверстие в задней полке. Сложности при изготовлении и расчете, а также крупные габариты относятся к основным недостаткам полосового корпуса.

Free-Air

Корпус сабвуфера типа Free-Air рекомендуется производителями. Зачастую в спецификациях производителями указывается тип корпуса, который было бы оптимально использовать с такой моделью динамика согласно его конструктивным особенностям. В автомобилях типа седан достаточно часто динамик устанавливается просто на перегородку, как правило, на заднюю полку машины, т. е. используется установка "с бесконечным акустическим экраном" (Free-Air). Подобный способ установки сабвуфера предельно прост, однако характер баса зависит от степени заполнения багажного отделения. С целью получения хорошего звука багажник должен быть полностью изолирован от салона. Как правило, установка сабвуфера Free-Air не используется в автомобилях типа хэтчбек. Это связано с тем, что изолировать багажник и салон достаточно проблематично.

Высоковольтный вход

Активный сабвуфер может обладать высоковольтным входом. Обычным низковольтным (линейным) входом оснащаются почти все активные сабвуферы (сабвуферы со встроенным усилителем, детальнее в категории "Встроенный усилитель"). При подключении к такому входу понадобится магнитола с линейным выходом. На выходе усилителя мощности может быть получен высоковольтный сигнал. В связи с этим в некоторых ситуациях гораздо удобнее подключить сабвуфер с использованием сигнала с тыловых колонок.

Регулировка фазы

Активный сабвуфер может обладать возможностью изменения фазы. Звук от сабвуфера и звук от колонок будет доходить до слушателя с различной задержкой, так как сабвуфер расположен далеко от фронтальной (основной) акустики. Помимо этого, при функционировании фильтров кроссовера и при усилении сигнала вносятся дополнительные фазовые искажения. Регулировка фазы используется для того, чтобы звук сабвуфера был согласован со звуком основных динамиков.

Ширина

от 10 до 960 мм

Ширина корпуса сабвуфера может составлять от 195 до 1026 мм. Зачастую, чем больше объем и размеры корпуса сабвуфера, тем качественнее им воспроизводятся басовые звуки. Хотя при установке крупного по размеру сабвуфера в багажном отделении понадобится приличное количество свободного места. В связи с этим перед приобретением следует оценить максимально возможный размер корпуса, на который можно рассчитывать.

Высота

от 10 до 900 мм

Высота корпуса сабвуфера может составлять от 68 до 650 мм. Чем объем корпуса и размеры сабвуфера больше, тем басовые звуки лучше воспроизводятся. Однако при установке крупного по размеру сабвуфера понадобится немало свободного места в багажнике. Следовательно, перед приобретением рекомендуется оценить максимальный размер корпуса, на который можно рассчитывать.

Глубина

от 9 до 730 мм

Глубина корпуса сабвуфера может составлять от 41 до 590 мм. Чем объем и размеры корпуса сабвуфера больше, тем басовые звуки лучше им воспроизводятся. Однако при установке крупного по размеру сабвуфера понадобится немало свободного места в багажнике. Следовательно, прежде чем приобрести его рекомендуется оценить максимальный размер корпуса, на который можно рассчитывать.

Дополнительная информация

Клеммы

Разъемы, которые применяются при подключении акустических систем, могут быть различных типов. Как правило, используются винтовые зажимы или пружинные защелки. В дешевых моделях усилителей применяются пружинные защелки. Простота использования – главное преимущество подобных разъемов. При подключении вполне достаточно нажатия на рычажок и вставки конца оголенного провода в разъем. Винтовые зажимы способствуют более сильной фиксации провода, благодаря чему повышается качество и надежность соединения.

Феррожидкостное охлаждение

При охлаждении звуковой катушки динамика применяется феррожидкость.
При работе акустики в полную силу по звуковой катушке проходит немаленький ток, а это способствует быстрому износу динамика и нагреву катушки.
В некоторых моделях динамиков с целью отвода тепла феррожидкостью заполняется пространство между звуковой катушкой и магнитом. Феррожидкость – это вещество с небольшой вязкостью, позволяющее отводить от обмотки ненужное тепло.

Позолоченные контакты

На разъемах акустики может быть золотое покрытие. Надежное соединение контактов динамика с акустическими кабелями обеспечивается за счет позолоченных контактов, которые не подвергаются окислению и являются гарантией низкого электрического сопротивления.

Влагостойкая конструкция

Некоторыми производителями выпускается акустика, которая позволяет работать в условиях с повышенной влажностью. Подобную акустику можно использовать, например, на борту катеров и яхт или в автомобилях с открытым типом кузова.

1K.BY использует cookies для удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookies в настройках своего браузера.
Ознакомьтесь с Пользовательским соглашением и условием обработки персональных данных.